МБОУ "Сарафановская СОШ"
с. Сарафановка, Томская область
  • Школьная служба медиации

    Основные понятия, используемые при организации деятельности служб медиации и примирения

    Под службой медиации и примирения (далее - Служба) понимается объединение, созданное в общеобразовательной организации и включающее в состав педагогических работников, прошедших необходимую подготовку и обучение основам восстановительного подхода и медиативного метода, а также предполагающее участие обучающихся и их родителей (законных представителей) для оказания содействия в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в образовательной среде.

    В общеобразовательных организациях допустимо использование наименований Службы:

    • служба медиации;
    • служба примирения;
    • служба медиации и примирения;
    • служба медиации (примирения);
    • школьная служба медиации (далее - ШСМ);
    • школьная служба примирения (далее - ШСП).

    ШСП - форма организации работы на основе восстановительного подхода;

    ШСМ - форма организации работы на основе медиативного подхода.

    В службах медиации акцент делается на медиативный метод урегулирования споров и конфликтов, освоение всеми участниками образовательного процесса способов конструктивной коммуникации. В службах примирения ситуации разрешаются за счет реализации ценностных принципов восстановительного подхода: восстановление отношений, заглаживание причиненного вреда, участие значимых членов сообщества. И службы примирения, и службы медиации вносят вклад в создание условий безопасного образовательного пространства.

    Медиативные и восстановительные практики в настоящих методических рекомендациях не рассматриваются в качестве психологических, педагогических, юридических или правозащитных и могут применяться в следующих ситуациях:

    • конфликтная ситуация, возникшая между участниками образовательных отношений, в том числе ситуация травли (буллинга и моббинга);
    • совместная деятельность участников образовательных отношений, требующая согласования действий и решений;
    • сложная/проблемная коммуникация в классе/группе;
    • ситуации с причинением вреда, в том числе квалифицируемые как общественно опасные деяния несовершеннолетних;
    • конфликты между несовершеннолетними и их родителями (законными представителями), негативно влияющие на образовательный процесс.

    В настоящих методических рекомендациях используется следующая терминология:

    • восстановительное правосудие - новый подход к отправлению правосудия и пониманию справедливости, направленный прежде всего не на клеймение, наказание и изоляцию виновного от общества, а на осознание и заглаживание обидчиком причиненного жертве материального, эмоционально-психологического (морального) и иного вреда, исцеление жертвы в ходе восстановительного процесса, прекращение вражды и восстановление разрушенных отношений в сообществе, участие значимых людей в интеграции в общество правонарушителя и пострадавшего, причем участники ситуации сами являются субъектами ее исправления/решения;
    • восстановительный подход - использование в практической, профилактической деятельности и воспитательной работе участников образовательного процесса, в том числе при урегулировании конфликтов и после совершения правонарушений, умений и практик, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, заглаживание материального и морального вреда и создание условий для реализации принципов восстановленного правосудия;
    • восстановительные программы - формы реализации восстановительного подхода, имеющие свою технологию и процедуру для работы с конфликтами, сложными школьными, семейными ситуациями и правонарушениями;
    • медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица - медиатора;
    • восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций;
    • медиативный подход - подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;
    • конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями, часто с потерей способности к пониманию своей ситуации и ситуации оппонента, а также потерей способности договариваться. Буквально слово "конфликт" означает "столкновение". Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приводит к конфликтам. Это случается тогда, когда оно затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, престиж, моральное достоинство.

    Некоторые программы, которые используют службы медиации:

    • «Программа примирения».  
    • «Программа по заглаживанию вреда».  
    • Семейная восстановительная встреча (семейная конференция).  
    • Профилактические программы: «Школа без насилия», «Все грани успеха».  
    • Образовательная программа для подготовки обучающихся «группы равных» (5–8 классов).  
    • Программа по медиации для родителей.  
    • Профилактическая программа «Основы бесконфликтного общения» для обучающихся 5–8 классов.  
    • Профилактическая программа «Основы бесконтрольного общения» для обучающихся 9–11 классов.  
    • Программа по медиации для педагогов.  

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике